Дети шестого солнца
Feb. 23rd, 2005 05:25 pmБуду гнать-с. :) Три... два... один...
А ведь и в самом деле. Как и многие из вас, многолюбезные френды, я принял не задумываясь данное мне в школе обьяснение, что, дескать мол, боги и их мифы возникли как попытка первобытного человека обьяснить себе как устроен мир. Эдакое первое приближение к физике - у нас нет интегралов, зато есть великий Кецалькоатль. Принял не задумываясь - ибо воспитан был в современной научной парадигме и желание понять, как крутятся винтики мира, казалось мне самым что ни на есть естественным. Дитя, рожденное под солнцем великонаучного гона. Но если задуматься, то такое желание - продукт развитой цивилизации. И не важно истинна ли, ложна ли парадигма его породившая. Но оно - последнее, что могло возникнуть в голове у дикаря.
Теперь, спустя несколько витков тропы жизни, ознакомившись чуть-чуть с тем, из какой безрациональной глуби всплывают порой импульсы, направляющие высокоцивилизованные шестеренки в наших головах, с тягой ввысь, и, в то же время, с тем как кружится голова от взгляда вовнутрь себя, я гораздо более согласен с Юнгом. Что дикарь не пытался интернализировать мир - он пытался, черт возьми, экстернализировать себя. Ибо внутри все это помещаться отказывалось. Ему нафиг не было нужно знать из чего состоит камень - ему нужно было найти в этом камне себя. И вот в нем живет бог. Камень стал чем-то близким и родным - а человек чуть менее стал чужим в окружающем его мире. Ведь если внутри тебя - вселенная, то это же с ума сойти можно, что с примитивного, что с не-очень. Мы всегда пытались и пытаемся раствориться в мире вокруг нас, почувствовать себя его частью. Поэтому луна - богиня женщин, а огонь - бог войны и мужской доблести. Не имея возможности взглянуть внутрь себя, не зная что такое душа, дикарь искал ее в природе, как в зеркале. И вот уже шаман хранит для племени его тогда еще общую душу. Первый шаг по пути который приведет через много тысяч лет к краху католической церкви и "Gott ist tot". Была душа у мира, потом у племени, потом у каждого, а потом она стала совсем ничья. Чем более выполирован, утончен и доступен символ, чем более мы его понимаем - тем далее он от того, что вызвало его на свет.
Но тогда - они находили себя и творили богов. Это потом то, что они найдут, станет эго, станет стеной между ними и миром - внутренним и внешним. Горькое осознание того, что никто кроме тебя не чувствует твоей боли в ссаженных коленках или в обожженном языке. Ритуалы Бахуса, божественное безумие, пейот, потеря контроля - это все потом. Побегут они потом. А тогда - тогда они творили богов. Находили себя...