"V" означает "Вендетта"
Apr. 21st, 2006 04:35 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Около месяца назад на мировые экраны вышел фильм 'V for Vendetta', снятый по сценарию братьев Вачовски ("Matrix", et cetera) и с актерами калибра Натали Портман или Стевена Фрая. Вынужден признаться, что сам я этот фильм еще не видел, ибо в сем благословенном краю он выходит только завтра. Тем не менее, многолюбезные мои френды, позвольте мне попробовать убедить вас, что вам стоит его посмотреть. А того лучше - прочитать комикс...
Видите ли, давным давно, в конце восьмидесятых, когда манга еще не
завоевала мир, a вместе с ним - сердца и умы молодой поросли англоговорящих
стран, одним из приютов их субкультуры, бывшей тогда еще контр-культурой,
стали комиксы выходившие под эгидой "Vertigo" большой американской компании
DC Comics. Загнанные еще в пятидесятые в узкие штанишки рамки
'супергероического' жанра, американские комиксы в то время уже которое десятилетие
успешно загнивали. Независимые комиксы конечно были ("Love and Rockets", "Cerebus" и т.д.) - но их было мало, хороших было еще меньше и большинство обывателей про их существование просто не знали. В восьмидесятых же начался ренессанс, и его фокальной точкой стали несколько молодых британских авторов - Alan Moore, Neil Gaiman, Grant Morrison, Peter Milligan, Garth Ennish - и наименование "Vertigo".
Oни вошли в систему изнутри и изнутри же стали ее изменять. Читатели открывающие последние выпуски усталых, затертых сериалов начали с удивлением обнаруживать в них нечто большее, чем просто развлекательное чтиво. Одной из первых ласточек стало то, что сотворил один британец, когда ему передали авторские бразды малоизвестного ужастика по имени 'Swamp Thing'. Читатели это оценили. Издатели тоже...
Британца звали Alan Moore. Он начал свою авторскую карьеру восемь лет назад, в 1981-м году, в маленьком английском журнале, с комикса "V for Vendetta"
Теперь все эти авторы стали более чем известны. Комикс "Sandman" Нила Геймана выиграл стопку вполне себе литературных призов и стал библией готической субкультуры поздних 90-х. Его романы "Задверье" и "Американские Боги" переведены на русский и лежат на прилавках российских книжных магазинов. По экранам кинотеатров прошли 'From Hell' (Из Aда) и 'League of Extraordinary Gentlemen' (Лига Экстраординарных Джентельменов) снятые по поздним комиксам Алана Мура и 'Constantine', снятый по сюжетной линии комикса "Hellblazer" над которой работал Garth Ennis. Правда, как всегда, в процессе популяризации многое было потеряно - нельзя сказать чтобы Голливуд оставил хоть в одном из этих трех фильмов камня на камне что-либо ощутимое от комиксов, что послужили им основой. Ну да к этому, впрочем, все уже давно привыкли.
И вот теперь круг замкнулся. На экраны выходит фильм мега-массовых братьев Вачовски, снятый по комиксу, стоявшему в начале всей этой волны. Комиксу изначальный тираж которого можно сосчитать чуть ли не на пальцах. И учитывая вес который его создатели имеют в Голливуде, кто знает - может быть зрителей сейчас ожидает нечто более похожее на творение Алана Мура чем в прошлые разы. Ваш покорный слуга намеревается завтра самолично удостовериться в том, что именно его ожидает. А дабы скрасить процесс ожидания, позвольте рассказать вам чуть более об исходном комиксе.
Впрочем, не верьте мне на слово. Злостные нарушители авторских прав Добрые люди уже давно засканировали весь комикс и выложили его в сеть. И я, воспользовавшись их любезностью, имею честь выложить его для здесь вас, многолюбезные френды. На английском, правда.
Этот комикс - кусочек канувшего в небытие мирощущения, порождение той эпохи, когда Англией железной рукой правила Маргарет Тэтчер. Ее режим - как и любой режим вызывал тогда мощную реакцию среди контр-культуры (в то время как ни Джон Мэйджор, ни Тони Блэйр, ничего кроме смеха ни у кого не вызывали и не вызывают). Этот комикс - о революции и о революционерах. Точнее об одном Революционере. С большой буквы. Я не питаю обычно особой любови к вещам ярко выраженной левой направленности, но это - умная, мрачная, красивая и очень британская вещь. И, боже, здесь действительно есть против чего восставать.
Итак - Англия недалекого будущего, в которой к власти пришли фашисты. Правительство называющее себя Главой - и правящее через Пальцы (полицию), Глаза и Уши (служба надзора над населением), Глас (радио) и прочие органы. Все меньшинства, этнические и культурные - в концентрационных лагерях. Адам Сатлер, глава Главы, пуританин свято верящий в то, что несет народу благо и благоговеющий пред чистотой электронного разума компьютера, при помощи которого он правит страной. Компьютера именуемого Судьбой...
Но далеко не все так чистоплотны. Сатлер - фанатик, но те кто стоят под ним - циники. Все как всегда. England prevails.
По другую сторону - V, загадочный анархист в плаще и в театральной маске, единолично бросивший вызов правительству. Иви - девушка, которую он подобрал с улицы, вырвав ее из лап глумящихся над ней полицейских. Тетральная бутафория, Шекспир и Блэйк, Гете и Пинчон, насилие в стиле водевиля, а под вечно-улыбающейся маской... V - означает Вендетту?
Нравится? Я построил его сам.
-- Неве... невероаятно! Все эти картины... книги...
Я даже не знала, что такое бывает.
-- Тебе и не полагается знать.
Они уничтожили культуру... Вышвырнули ее на свалку, как пригоршню мертвых роз... ”
Evey - V, “V For Vendetta”, Alan Moore
Идея уничтожения культуры - закономерна. Она встречается еще у Платона, в ‘Республике’, как неотьемлемый элемент идеального государства. И как Платону, она приходит в голову, в той или иной форме, почти всем кто встает у бразд правления. Увы, только в книжках, она реализуется столь открыто и прямолинейно. Чтобы было так ясно против чего и против кого восставать.
Этот комикс прекрасен тем, что сочетает анализ зрелого и умного человека с некоторой долей юношеской романтики. Вдыхая жизнь в первое, и осмысленность - во второе. Этот комикс - это утопия, революция 'от культуры', которая не с кровавой пеной на губах, а с горечью в глазах. Здесь анархист появляясь на сцене цитирует "Макбета" и исчезая оставляет за собой фиолетовые розы. Здесь революционер - последний хранитель старых традиций. Здесь разрушают во имя созидания и очищения, платя за право убивать, как у Камю, ценой горького осознания каждого своего шага. И здесь понимают, очень хорошо понимают, чем будет последняя цена, которую должен заплатить каждый желающий выстроить новый мир.
'Vi veri veniversum vivus vici'. 'Силой истины я при жизни покорил Вселенную'. Латынь...
-- Ну... наверное ты ее и покорил. Типа того. Ты ведь можешь сделать все, что захочешь..? Наверное это и есть - покорить Вселенную. Когда можешь сделать все, что захочешь. Но, знаешь, для меня сейчас этот дом и есть вся Вселенная.
-- Тебя это смущает..?
-- Нет. Да. Ох, ну не знаю.
Мне просто кажется, что я должна попробовать как-то помочь тебе, как ты помог мне. В этом ведь и вся сделка, да?
-- Здесь нет никакой сделки, Иви. Разве что, если ты сама захочешь.
-- Мне.. мне кажется я хочу. Ну, в смысле, часть меня хочет просто остаться здесь навсегда, и никогда больше не выходить наружу, и никогда больше не видеть, что там происходит.
Но ведь это неправильно, правда? Это и есть избегание ответственности, как ты тогда говорил. Я хочу помочь тебе, V. Я хочу что-то сделать.
Я не буду обузой. Можно, V? Можно мы заключим сделку..?
-- Если ты этого хочешь. Мне кажется я даже знаю, как ты сможешь мне помочь. Очень скоро. Очень, очень скоро.
Да. Я думаю мы можем заключить сделку.
-- Ну вот и хорошо. Решено. Да.
Слушай, V, ты сказал что эта штука, в смысле "V.V.V.V.V." - это цитата. А чья она цитата..?
- Я не думаю, что ты о нем когда-либо слышала. Джентельмен из Германии, его звали доктор Джон Фауст. Он тоже в свое время... заключил сделку.”
Evey - V, “V For Vendetta”, Alan Moore